otdel_63 (otdel_63) wrote,
otdel_63
otdel_63

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОСТ...

DSCN2211

Рецензия на книжку одного местного поэта, от Сергея Ивановича Матюшина, ныне, к большому сожалению, покойного.

Откровения инфантильного сознания
Абих О.М. , Мелодии теплых ветров. Стихотворения. Чебоксары, «Новое время», 2006. 160 с. тир. 1500 экз.

О.Абих – руководитель литературной группы г. Ишимбая. Стихи ее во множестве печатаются в газетах Ишимбая и иных малотиражных провинциальных изданиях, все факты публикаций О.Абих скурпулезно перечисляет в справках, которыми снабжает всякую публикацию. Типичный провинциально-графоманский синдром. Завышенная самооценка и полное отсутствие критического отношения к себе и своим «творениям» характерно именно для капсулированных в самих себе графоманах, для которых вся иная литература – пустое и бессодержательное занятие. Сама по себе подобная позиция достаточно безвредна, кабы такие люди не были там и сям руководителями неких литкружков или даже объединений. «Руководя», они, естественно создают дикую путаницу в головах слушателей, им «руководимых», – а ведь среди них могут оказаться одаренные люди. Чему могут научить их полуграмотные амбициозные «руководители» – вообразить нетрудно, – по меньшей мере – напрочь испортить вкус. Нередко, статус этих самодельных «авторитетов» подтвержден званиями – то «заслуженный», то «народный», то «лауреат» того сего, а то – как в случае с О.Абих – аж член Союза писателей Российской федерации! Последнее время такие «члены» выпекаются довольно просто: особенно в некоторых республиках. По Уставу Союза писателей России членом Союза может быть только автор, имеющий две-три авторские книги, выпущенные госиздательством. Сегодня развелось множество авторов-членов Союза писателей РФ, имеющих две-три публикации в периодике или альманахах, коллективных сборниках, а то и газетах. Принятие подобных «творцов» в серьезных писательских организациях, даже региональных, понятно, нереально. А вот, например, в Чебоксарах – запросто. Грустно, но подобная нелепость происходит и в Союзе писателей Башкирии. Например, среди слушателей, посетителей СПО (стерлитамакской писательской организации), по отчету ее руководителя Кабира Акбашева, более 20 (!) членов Союза писателей РБ. Как такое могло произойти? Вряд ли в соответствии с литературными достижениями. Национализм, говорил Фазиль Искандер, это блат по национальному признаку. Думаю, именно по этому признаку столь прогрессивно растет и число членов Союза писателей Башкирии. В Салавате, Стерлитамаке есть молодые авторы, признанные на общероссийском уровне, но имена их неизвестны не только СПО, но даже СП РБ.
А что же Абих, членка заслуженная во всех отношениях?
Начинается сборник члена СП РФ и, как я понимаю, члена СП РБ да еще и члена СП г.Чебоксары, такими руладами: «Россия милая! Тебя я воспеваю!» и т.д… Вообще – тема воспевания – обязательна для любой бездарности и всех видов конъюнктурщины. «Мир расколот, и трещина прошла через сердце поэта», – этот канон поэтики и поэзии графоманоподобным авторам неведом. Они по-подросковому инфантильны, страдают перманентной щенячьей радостью, – сцы им в глаза, а им все божья роса. Конечно, понятие Родины – священно, но сегодня в поэтическом смысле такое значение может иметь только по отношению к своей «малой родине», но никак ни к враждебному простому, рядовому человеку Родине-государству. Но прибывающих в состоянии то ли хронического похмелья, то ли эйфории авторов такие «эмоции» не интересуют, их у них нет. Зато в избытке есть такое: «В светлом слове «Россия» – наша мощная сила… Будь всегда ты, Россия, и мощна и красива, и цвети словно сад от улыбок людей…» Графоманские, инфантильно-убогие строчки.
Почитаем Абих, как тип дальше.
«Как люблю я Родины просторы!»… – сто тысяч раз подобное было, было и было. Трюизмы, штампы, банальность – все это в избыточном изобилии присутствует в текстах Абих и подобных. Этих «поэтов» мало интересует жизнь страдающих людей, несправедливость, постоянное унижение. Они словно наркоман, находящийся в состоянии беспробудного кайфа. Только у них – этот кайф рассудочный, они давно усвоили, что самое действенное – это бездумная любовь к власти, которая в свою очередь смерть как любит беспредельный оптимизм. Власть это обязательно приметит, власть поможет издать, власть напечатает, а графоману ничего иного для счастья и не надо.
Изнурительный оптимизм – другая характерность, родовой признак графомана: «И нежных чувств весенних половодье переполняет душу вновь мою, и в девичьем светлом хороводе с любовью песню задушевную пою», – и т.д., и т.п. – до тошноты. Дни у Абих – исключительно «ясные», «чудесные», трели, понятное дело, исключительно «соловьиные», Россия – любимая, березы у нее исключительно «белоствольные». Хотя горы – почему-то «строгие», журавли все же «улетающие», но песни, понятное дело – «задорные» и «голосистые», а ширь полей – «золотистая».
Полистаем дальше. «Башкортостан – моя земля родная!», «синь небес сияет над тобой!»… – так до бесконечности… Особенно умиляют бессмысленные декларации о некой единственной «сини небес», во множестве встречающаяся у всех графоманов-конъюнктурщиков, словно над ними некая более дефективная синь небесная. Но язык графомана не интересует.
Однако, основные тексты Абих – вроде как лирические.
Лиричность Абих – архаично-подростковая. Хотя пишет она вроде как от имени взрослой женщины («охладевшая», «уставшая»…). Однако, ее «лирические» тексты – сплошное банально-вторичное рукоделие, без страсти, противоречий и смаой малой глубины, что характерно для женской поэтичности. «Опалил любви огнем», «Живу я в одиночестве теперь», «слова все припомню нежные, ты только меня позови», «хочу быть твоей любимой женщиной», «я хочу наяву твоей ласки», «распахнем наши души для счастья», «приближаюсь к заветной мечте»… – такие конструкции – типичное для Абих.
Вероятно, последнее что она читала – это псевдопоэты, рифмачи и версификаторы 50-х годов вроде Вероники Тушновой, Сильвы Капутикян, Вас. Федорова, Игоря Кобзева и несть им числа.
Не только новые реалии жизни, но и новая поэтика, новые книги, авторы – прошли мимо заторможенного сознания автора. Потому и ее тексты, как и иных многочисленных графоманов – если и имеют значение, то только для них самих. И у – им же подобных. Больше ни для кого.
2008 г.


Tags: Поэзия, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments